Боевые награды Маршала Малиновского:
Дважды Герой Советского Союза, кавалер высшего советского полководческого ордена «Победа», награждён пятью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова I степени, орденом Кутузова I степени.
Медали: «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За оборону Одессы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Японией» и другие.
Народный герой Югославии, кавалер Ордена «Легион почёта» США, Великий офицер ордена Почётного легиона Франции, кавалер Ордена Белого Льва Чехословакии и ещё более 20 иностранных наград
Спустя многие годы председатель Тихорецкого районного совета ветеранов генерал-майор Анатолий Иванович СЕИН рассказывает нашим читателям о своей встрече с легендарным военачальником Великой Отечественной:
- 12 сентября 1955 года я был на пересылочном пункте в Краснодаре, где нас, молодых парней, погрузили в товарные вагоны и отправили к месту службы на Дальний Восток. На двадцать вторые сутки мы прибыли в город Завитинск. По пути было две остановки - в Челябинске и Омске, где нам устраивали банные дни. После распределения я попал в зенитно- артиллерийский полк, дислоцированный на Червонной горке, это в 15 километрах от Завитинска.
Из Тихорецка нас было шестеро парней. Назову моих земляков: Михаил Кишкинов из станицы Алексеевской, Вася Дробыш из Архангельской, Сева Зосимович из Паркового, Яцкевич Володя, Неретин Николай из Тихорецка.
3 октября мы стали солдатами. В полку нас встретили, помыли в бане, переодели, накормили. На другой день сержант - командир нашей группы повел в артиллерийский парк.
Света, воды в полку не было, как не было и асфальта, дороги были грунтовые, стояла глубокая осень, слякоть, грязь. Для нас, кубанцев, удивительным было то, что тротуары в городе Завитинске были деревянными на всех улицах.
Второе, что удивило меня – в октябре на полях стояла кукуруза. Поражали дальневосточные просторы, но мы помнили и знали со школы, что эта земля хоть и далекая, но «нашенская». В те времена все наши офицеры были участниками войны. Их отношение к личному составу было доброжелательное, но очень суровое. Опыт войны не мог позволить командирам терпеть неисполнительность, расхлябанность, пренебрежительное отношение к имуществу, оружию, боевой технике. Наших офицеров отличали такие качества, как честь, правдивость, порядочность. Мне повезло, что я попал в такую часть, к таким замечательным командирам, опыт которых впоследствии применял в службе.
Помню весну 1956 года. Это сейчас я понимаю, чем занимался полк, к чему он готовился, а тогда для меня не все было понятно. Видел, что завозят песок, засыпают грязные места. Вижу, что-то готовится, но не понимаю, что.
Находясь на должности старшего писаря штаба, выполняя распоряжения начальника службы, я наводил порядок в документах, контрольных книгах, учебном классе, сейфе, в котором хранились личное оружие и противогазы офицеров штаба полка. Писаря штаба назначали в суточный наряд только по штабу.
Настал день, когда я был в наряде, полк выстроился на строевом плацу, началась весенняя проверка. Личный состав обязан был отчитаться за зимний период обучения. Полк на плацу, а в штабе один я и посыльный по штабу.
Вижу в окно: к штабу подъехали три легковые машины ГАЗ-67. Из одной выходят Маршал Советского Союза Малиновский Родион Яковлевич и группа генералов. Я вышел ко входу в штаб и, как только зашел Маршал, подал команду: «Штаб, смирно!». Доложил ему, что происшествий не случилось, и представился: «Дежурный писарь штаба Сеин».
О Маршале Малиновском
Родион Яковлевич Малиновский родился 10 ноября 1898 г. в Одессе. Советский военачальник и государственный деятель. Маршал Советского Союза (1944 г.). Дважды Герой Советского Союза. Министр обороны СССР (1957—1967 гг.).
Войну встретил в должности командира 48-го стрелкового корпуса Одесского ВО. В начале войны, несмотря на отступление, Родион Малиновский сумел сохранить главные силы своего корпуса и проявил хорошие командирские навыки.
С августа 1941 года командовал 6-й армией, а в декабре 1941 года назначен командующим Южным фронтом.
10 сентября 1944 года Малиновскому было присвоено воинское звание «Маршал Советского Союза».
Закончив Великую Отечественную войну в Австрии и Чехословакии, Родион Малиновский был переведён на Дальний Восток, где в ходе советско-японской войны вступил в командование Забайкальским фронтом.
В 1957 году назначен Министром обороны СССР и оставался на этой должности до своей смерти 31 марта 1967 г.
Маршал поздоровался за руку, зашел в дежурную комнату и тут же за ним вбежал дежурный по полку капитан Перцев, выполнил воинский ритуал по уставу. Маршал, поздоровавшись с дежурным, сразу потребовал его пистолет. Дежурный начал вынимать пистолет из кобуры, и тут же Маршал приказал назвать номер пистолета. Капитан назвал, достал пистолет и передал Маршалу. Маршал вынул обойму из пистолета, достал патроны из обоймы и дает мне в руки боеприпасы и обойму, чтобы я их собрал.
Потом потребовал открыть сейф с пистолетами, сейф открыли. Маршал просмотрел опись оружия в сейфе, лично пересчитал пистолеты, проверил книгу выдачи оружия и, не найдя недостатков, сказал одному из генералов, что такого порядка в других частях нет.
В это время заходит командир полка подполковник Патлашенко. Он доложил Маршалу о готовности полка к проверке и предложил пройти в его кабинет. Я видел: когда Маршал выходил из машины, несмотря на завезенный песок, запачкал сапоги почти до колен.
Не прошло и пяти минут, как раздался телефонный звонок. Взяв трубку, я услышал голос командира полка. Он поставил мне задачу - сбегать к нему домой, взять у жены чайник горячей воды и полотенце, благо, что все офицеры жили рядом с полком. Я взял чайник, полотенце и быстро доставил командиру полка.
Когда я вошел в кабинет командира полка, то увидел такую картину: Маршал стоит на коленях, на одной руке сапог, а в другой тряпка, перед ним в такой же позе стоит командир полка, а между ними тазик и кто-то из генералов поливает им из графина. Командир полка позвал меня по фамилии и говорит: «Возьми у Маршала сапог!». На что Маршал ответил, что сапог он домоет сам, а я должен полить им воды из чайника. Выполнив задачу, я покинул кабинет командира полка.
Больше всего меня поразило то, что Маршал - легендарная личность, великий полководец войны, дважды Герой Советского Союза - сам лично мыл свои сапоги. А ведь у него были ординарец, порученец и другие помощники.
Для меня этот случай стал уроком на всю жизнь. Ведь он мог и по-другому отнестись к грязи, но понимал, что это не прихоть командира полка. Не он виновен в том, что нет света, воды, дорог. А вот боевая готовность полка, обученность личного состава, умение эксплуатировать технику и оружие, готовность выполнить боевую задачу – это для Маршала было главным. Прошедший войну, он имел свою шкалу военных ценностей.
Интересные факты
Малиновский был Министром обороны дольше, чем кто бы то ни было в СССР и России после войны.
Стал вторым главой советского военного ведомства (после Фрунзе), умершим в этой должности.
Бронзовый бюст Маршала установлен в Одессе и в Хабаровске.
Увлекался игрой в шахматы, составлял шахматные задачи, печатавшиеся в журналах, и участвовал в конкурсах решателей.
О Малиновском имеется известный анекдот: некий полковник написал в Министерство обороны жалобу на то, что зимой полковники имеют право носить папаху, а в летней форме одежды ничем от прочих старших офицеров не отличаются. Министр наложил ироничную резолюцию: «Разрешить просителю носить папаху летом».
Владел французским и испанским языками.
Генерал Тюленев свидетельствовал: «Особой антипатией за свою прямоту Малиновский пользовался у Берии и его помощников».
Прошло много лет, и мне, бывшему солдату зенитного полка, пришлось после обучения в училище, академии снова вернуться в эти места и не просто вернуться, а командовать соединением, которое было создано на базе Завитинской дивизии, в которую входил мой зенитный артиллерийский полк. Но это уже другая история.