О своей прабабушке рассказывает Ярослав БУРДИН, ученик 1 «А» класса школы № 28 станицы Еремизино-Борисовской:
- Шёл 1942 год. Осенний ветер носил по степи гарь пожарищ и гул орудийных залпов.
В небе показались фашистские бомбардировщики. И вдруг, блеснув серебряной молнией, в лучах солнца появился краснозвездный Як-1. Он рванул в гущу вражеского строя, пытаясь разрушить его, но численное превосходство противника сыграло злую шутку. Подбитый «ястребок», оставляя за собой черный шлейф дыма, быстро устремился к земле, а летчик выбросился из кабины…
Эту картину наблюдала жительница станицы Еремизино-Борисовской Варвара Бурдина, перевозившая со своей односельчанкой оставшееся зерно с токов, чтобы хоть как-то прокормить своих троих детей. Но не думала тогда Варвара Валентиновна, что её судьба переплетется с судьбой летчика. Вернувшись домой, она вдруг в кустах услышала шорох и стоны. Подойдя ближе, увидела чудом выбравшегося из пылающей самолета летчика, сильно обгоревшего и израненного. Варвара принесла его к себе домой, уложила в кровать. Через несколько часов, придя в себя, он рассказал ей, что зовут его Михаил Константинович Щербаков, что ему 24 года, и он старший лейтенант. Все свои документы, партийный билет и орден Красного Знамени он отдал своей спасительнице и попросил спрятать подальше.
Многое пришлось пережить Михаилу и Варваре, но самым страшным оказалось то, что в селе нашелся предатель, приехавший из Украины перед самой войной. Это он помог фашистам составить список жителей, подлежащих уничтожению - всего 420 человек, семь из них - через повешение… А первыми в этом списке числились летчик Щербаков Михаил Константинович и Бурдина Варвара Валентиновна. И только благодаря Красной Армии, преградившей путь в хутор зондеркоманде, осуществляющей казни, они оба остались живы.
…В 1943 году Михаил Щербаков приезжал в Борисовку уже в звании майора. А в октябре 1945-го Варвара Валентиновна получила от «своего» летчика письмо и фотографию с надписью: «На память моей спасительнице в годы Отечественной войны. Варюше от Миши. 14.10.45». Говорят, после войны он стал летчиком-испытателем и погиб при исполнении воинского долга уже в мирное время. Но где бы он ни был, какие бы звания ни получал, Михаил Константинович наверняка всегда помнил о женщине, выходившей его, рисковавшей собственной жизнью и жизнью своих детей.
Варвара Валентиновна Бурдина была моей прабабушкой. К сожалению, 16 мая 1972 года ее сердце перестало биться, а ведь ей было всего 58 лет!.. Я горжусь прабабушкой и всегда буду рассказывать о её подвиге сверстникам, а позже и своим детям.