Рассказ о том, о ком хочется говорить и кто может быть примером.
Ему 85, но выглядит значительно моложе. Речь по-военному конкретная, но нотки душевности и теплоты нельзя не услышать. Поэтому с первых минут разговора человека воспринимаешь, как старого знакомого. А ещё у него есть этот едва-едва уловимый уральский говор, который сразу располагает и сближает. Чем-то таким дорогим и родным вдруг повеяло… Земляк!
- Чаю хочешь? - просто спросил он. Подобная любезность, больше похожая на отеческую заботу, неожиданно кольнула сердечко. Отца вдруг вспомнил, коренного пермяка, который так рано ушел из жизни…
Мой собеседник - Алексей Федорович РЕМЯННИКОВ, армейский ветеран, который отдал погонам 62 года жизни. Из 85-ти.
Житель военного городка в Тихорецке, который только в прошлом году по-настоящему ушел из армии. Он много лет был заведующим аптекой медпункта в/ч №28159 в Тихорецком гарнизоне. Легендарный, по сути, человек. Местная знаменитость, о котором никто, нигде и никогда не говорил плохого слова. Впрочем его даже и стариком-то здесь не называют. Даже за глаза. И действительно - более активного, здравого, жизнерадостного человека такого почтенного возраста встречать пока не приходилось.
Алексей Федорович служил военным фельдшером в Румынии, Германии, на Курилах, в Омске, Оренбурге, Свердловске, в Армавире. Только в Тихорецком гарнизоне он ходил под погонами более 40 лет. Федорович, как его здесь называют, за десятки лет службы в армии нажил следующее имущество: 2-комнатная квартира на военном городке (1 штука), почти новый велосипед, на котором до сих пор гоняет по городу (1 штука), гараж (один). К слову, там, где у других людей стоит машина, у Федоровича хранятся овощи, закрутки "и всякое тряпьё". Автомобилем так и не обзавелся. Сначала хотел, даже деньги копил на железного коня, но сэкономленные средства ушли в другое русло. Детей и внуков, говорит, поднимать надо было.
У Алексея Федоровича и его супруги Маргариты Афанасьевны двое, само собой разумеется, взрослых сыновей. Старший, Сергей, живет в Екатеринбурге, пенсионер и в прошлом слесарь-сборщик радиоаппаратуры на местном заводе. Младший, Виктор, военный с 30-летним стажем, штурман ВВС, майор. Сейчас на пенсии, живет в Батайске.
- Всё у моих мужиков нормально, - говорит Алексей Федорович. - Живем дружно, друг друга поддерживаем.
Собеседник о родных рассказывает с такой теплотой, что начинаешь верить и понимать, насколько у этих людей душевные взаимоотношения. Впрочем точно такие же, как и на недавней работе-службе. Бывшие сослуживцы о Федоровиче рассказывают с обязательной приставкой: "Наш любимый доктор!".
- Наш любимый доктор, если надо, всегда придет на помощь, - делятся бывшие коллеги-медики о Ремянникове - Бывало, он даже на военном городке принимал у женщины роды!
- Что ж, было у меня и такое, - подтверждает Алексей Федорович. - А куда деваться, если вдруг мамочке приспичило?..
Беседовали мы долго и на разные темы. Потрясающий собеседник. Это целая эпоха, о которой хочется всё-всё знать. Он помнит голод, разруху, войну, сталинские репрессии, когда было опасно озвучивать мысли.
Тяжелейшие, говорит, были времена. "Как и сейчас?" - осторожно спрашиваю. Федорович вдруг замолкает, задумывается, смотрит прямо в глаза.
- Знаешь, сейчас нелегко армии и военным, - отвечает он. - А скажи, когда русскому солдату было легко?
- Алексей Федорович, 85 лет - это много, это трудно? - меняя тему, интересуюсь у собеседника.
- А шут его знает, - улыбается Алексей Федорович. - Погляжу назад и вспомню, что нам с семьей и родными пришлось пережить, - много и трудно. Гляну на жизнь с высоты сегодняшнего дня - да не очень, еще бы жить да служить!
…Недавний День Победы ветеран российской армии старший лейтенант медицинской службы Алексей Федорович Ремянников отметил в кругу родных и близких. "Наварили пельменей, как бывало на Урале, наделали салатов, чуть водочки, конечно, выпили за здоровье, великую победу и долгую жизнь", - так вспоминает ветеран.
Мой собеседник ни о чем, что было в жизни, не жалеет. Жалеть прошлое, убежден Алексей Федорович, не надо. Можно делать выводы и исправлять, но только не жалеть.
Анатолий ВОЖАКОВ.