Есть такое понятие - дефицит общения. Это, когда не с кем поговорить по душам, поздороваться, особенно людям возрастным. Тогда нас выручает память.
Наш город днем звенит детскими голосами, звучит молодёжный сленг. А старшее поколение все больше сидит дома или добирается, нахохлившись, в автобусах до больницы.
И какая же радость, когда встречаешь напоминание о хорошем человеке. Иду по парку имени Меньшикова, и вдруг - улыбка. В камне. Насмешливая и добрая. Ну, конечно же, Анненко Николай Иванович. С марта 1970 по февраль 1991 года он работал начальником Тихорецкого рефрижераторного вагонного депо. Замечательный был человек и специалист первоклассный. Чего только стоит история с клубом имени Меньшикова!
С балкона этого здания была провозглашена советская власть в Тихорецке. Балкона этого нет, да и власти тоже. А здание клуба историческое. Первый на Северном Кавказе клуб железнодорожников. Построенный в 1902 году, он в то время стоял на балансе у рефрижераторного депо. С годами здание обветшало, осыпалась штукатурка. Дошло до того, что свой профессиональный праздник деповчанам просто негде было встречать. Анненко поручил техническому отделу подготовить план реконструкции клуба. Распорядился: «Все будем делать сами». И делали. Делали, пока не столкнулись с необходимостью делать пристройку. Для того чтобы не испортить облик исторического здания, пригласили архитекторов из столицы. Они начертили план, получили деньги и уехали.
- На планерке мы обсудили план москвичей, - рассказывал мне Анатолий Иванович Кузьминов, в то время председатель профкома рефдепо.
- Всё не то. Тогда Николай Иванович взял ватман и от руки сделал эскиз пристройки: «Делайте вот так». Так и сделали.
Эта пристройка с шестью арочными окнами и широким крыльцом не только не испортила исторический облик здания, но и заставила его по-молодому улыбнуться городу. Сейчас здесь музей генерального конструктора Д.И. Козлова.
В зале отремонтированного теперь уже дворца на 440 мест комфортно и уютно. Когда там бываю, не устаю удивляться потолку в мелкую клеточку. А ведь это – напольные решетки со списанных рефрижераторных вагонов. Вот результат таланта хозяйственника, помноженный на художественный вкус.
На втором этаже здания и сейчас находится задыхающийся от нехватки площади городской краеведческий музей. Но вряд ли он дождётся помощи. Сейчас процветает лишь то, что приносит прибыль. Например, платные детские аттракционы в парке имени Меньшикова, которые вот-вот взберутся на крыльцо музея.
Анненко постоянно избирался депутатом городского Совета. Ни один практический вопрос не решался без его участия. На сессиях он всегда сидел впереди, его крупная фигура, казалось, выражала настороженность, так как на него много взваливали. И он всё старался выполнить. В первую очередь, конечно, то, что касалось железной дороги: ремонт и уход за пешеходным мостом над железной дорогой, связывающим две части города. Ремонт подшефной школы № 34, финансовая помощь железнодорожной больнице и поликлинике.
Как-то поручили Николаю Ивановичу отремонтировать кинотеатр «Победа». А кому же ещё? После ремонта кто-то посоветовал переименовать кинотеатр, назвать его «Садко». Даже буквы из металла изготовили и повесили. Я на сессии горсовета высказался против переименования, так как фронтовики, вернувшись с войны, сами его построили и назвали в честь Победы. Наверное, наверху уже было все решено с переименованием, но Анненко, выслушав мои доводы, согласился. Самодуром он никогда не был. На следующий день вывеска «Садко» исчезла. Еще в одном вопросе мы были с ним заодно. Однажды редакция районной газеты «Ленинский путь» решила переименовать название газеты и вынесла вопрос на обсуждение горсовета. Только мы с Николаем Ивановичем были против. Видно было, что новшества «перестройки» ему претили. Вскоре Анненко ушел на пенсию.
Однажды возле рефдепо я встретил Николая Александровича Чурова. Он после Кузьминова возглавлял профсоюзный комитет. Любуясь нарядными елями, березами, липами и рябинами, окружающими здание депо, я спросил, кто же придумал этот зеленый ансамбль. «Это всё Анненко», - ответил Николай Александрович.
Из подшивок газет и журналов, имеющихся в музее, видно, что с назначением Николая Ивановича на должность руководителя рефрижераторного депо и началось развитие предприятия, которое вскоре приобрело союзное значение. За годы его руководства число работников депо возросло с двух до пяти тысяч. В 1983 году, к 50-летию предприятия, были построены хозяйственным способом три жилых многоэтажных дома. Более сотни работников и их семьи получили жильё. Построили детский сад «Родничок» на 300 мест, в депо появились своя столовая, поликлиника, водогрязелечебница. Деятельность Анненко ещё ждет своего исследователя.
Обучаясь в железнодорожном техникуме на отделении «Изотермический подвижной состав», я защищал диплом. А председателем дипломной комиссии был Николай Иванович Анненко. Узнав, что я претендую на высокую оценку, он с пристрастием изучил мои исследования. И тут мне от него досталось. Николаю Ивановичу не понравился мой расчет количества рабочих, график отпусков, снабжение спецодеждой и инструментом.
- Прежде всего думай о людях! – горячился он. - Инструмент делай сам, а сэкономленные деньги плати рабочим!..
Вся жизнь и деятельность Николая Ивановича Анненко была посвящена заботе о людях. Теперь я понимаю, что это был один из последних красных командиров производства. Изучая биографию Николая Ивановича, я узнал, что его отец был командиром сотни в армии Семена Михайловича Буденного. Интересно, что и мой дед, георгиевский кавалер, служил там же. Может быть, они встречались.
Недавно на крыльце храма Ксении Петербургской я столкнулся с Александром Яковлевичем Перепелиным. Последние годы своей трудовой деятельности он работал заместителем начальника депо по эксплуатации.
Поделился с ним, что хочу написать об Анненко. Глаза у Александра Яковлевича сразу загорелись.
- Забываем мы об этом большом человеке, - сказал он. - А ведь рефрижераторное депо под руководством Анненко оказало огромное значение на развитие Тихорецка, да и всего края. Краснодарский край поставлял Советскому Союзу до четверти потребляемой продовольственной продукции. Сыры, колбасы, помидоры, огурцы, капуста, виноград – всё это доставлялось регионам страны рефрижераторными вагонами. С приходом Анненко депо вспыхнуло (его фраза). Лучшие специалисты, конструкторы, дизайнеры были у нас. Министерство путей сообщения постоянно просило откомандировать наших специалистов в помощь другим вагонным хозяйствам. И нас не забывали. Зарплата у рабочих и инженеров была намного выше средней по городу. Наш уютный южный город последние годы занимает первые места по благоустройству. Думаю, что в этом заслуга и наследие Анненко.
23 июня 2015 года ему бы исполнилось восемьдесят семь лет.
Очень хотелось бы, чтобы его 90-летие город отметил памятными досками на построенных им зданиях, воспоминаниями людей, близко его знавших. Он был скромным человеком и при жизни запрещал себя хвалить.
Ночью Тихорецк затихает и отдыхает от суматошного дня. И тогда мне кажется, что Николай Иванович Анненко своей мягкой и бесшумной походкой обходит построенные и отреставрированные им здания и вздыхает: «Сделал сколько смог, больше не успел!».
Иван ГОНЧАРОВ, бывший депутат городского Совета 6-ти созывов.