- Мой любимый материал для поделок – это бумага, - признается Нафиса Салихьяновна. – Во-первых, она бывает очень разная по фактуре, а во-вторых, доступна по цене. Фото и видео Регины СТЕПАНЯК.
Жительница Тихорецкого района рассказала о корнях, малой родине и семье.
Если вы живёте в посёлке Парковом, то наверняка её знаете. Нафиса Огнева — педагог местного Центра внешкольной работы. Женщина с тёмными, как вишня, глазами и выразительным голосом, в котором слышна мягкая нездешняя речь.
Для посёлка и его жителей Нафиса Салихьяновна давно стала своим человеком. А ведь ее настоящая родина — далёкий Урал. Как же вышло, что чистокровная всем сердцем прикипела к кубанской земле?
Швея, педагог и невеста
Нафиса родилась в татарской семье в деревне Контуганово Свердловской области.
- Это где-то посерединке между Екатеринбургом и Пермью. До цивилизации от нас - три километра пешком, — смеясь, объясняет героиня, видя замешательство журналиста.
Семья была рабочая: швея мама, тракторист папа да две дочки – старшая Нафиса, младшая Наиля. От мамы они переняли главное — терпение и умение создавать вещи своими руками.
После девяти классов школы были три года в швейном училище Первоуральска, затем - ещё три года учёбы на социального педагога в Серовском педагогическом колледже, а потом и Российский профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге.
![]() |
| Нафиса с младшей сестрой Наилей и мамой, фото 80-х годов. |
В колледже случилось судьбоносное знакомство с Алексеем, парнем из далекого кубанского посёлка Зелёного. В 23 года Нафиса вышла замуж, а через восемь лет решилась на переезд на малую родину супруга, в Тихорецкий район.
«Всё умею. А если не умею — научусь»
В Центр внешкольной работы посёлка Паркового она пришла осенью 2011 года. Разговор с руководителем Натальей Дробной был коротким:
— Образование есть. А умеешь-то что?
— Всё умею. А если не умею — научусь.
Так и вышло. Сейчас Нафиса Салихьяновна руководит объединением «Мир детского творчества». Учит детей от пяти лет и старше видеть красоту в простом: в листе бумаги, в кусочке пластилина, в старой ленточке. И создавать из них своими руками целый мир!
- Знаете, современные ребята не любят долгосрочные проекты, им порой не хватает усидчивости, терпения. Предпочитают несложные поделки, желательно яркие и эффектные, - делится опытом мастерица. – Особенно мы любим творить из бумаги. Это несложно, зато так разнообразно!
![]() |
| - Это мои, пожалуй, самые популярные детища – казак и казачка и бумаги, - улыбается татарская мастерица. – Где они только уже не побывали! |
Дракон и казаки
Когда речь заходит о творчестве, лицо собеседницы меняется. Спокойные глаза начинают светиться тёплым, живым огнём, и она ту же встает из-за стола, чтобы показать работы – свои и ребят.
Вот целый храм из картона, вот букет из атласных лент, вот смешной снеговик и веселый Щелкунчик, вот несколько пар казаков с казачками. А вот — крошечный трёхголовый дракон.
- Из чего бы вы думали? — улыбается педагог. — Из старого пластилина! Такого, который все цвета перемешал и, кажется, ни на что давно не годится. Мы его покрасили — и родился такой красавец.
Ей нравится давать вещам второй шанс. Пустая бутылка, обрезки бумаги, забытые пуговицы, коробка из-под обуви — в руках Нафисы Салихьяновны и её воспитанников то, что другие назвали бы мусором, обретает душу.
![]() |
|
В основе белоснежного храма с тремя куполами - обувная коробка и основы из-под скотча. |
«Здесь я — своя»
«Речь-то у тебя как будто не наша, не кубанская – не балакаешь совсем», — иногда говорят ей, как будто удивляясь, местные старожилы.
А Нафиса Салихьяновна лишь кивает в ответ. И добавляет то, что для неё стало главным открытием зрелости:
«А я здесь счастлива. Здесь все моё, и я нашла себя».
А муж, коренной парковчанин, лишь посмеивается:
«Давно уже непонятно, кто из нас местный. Тебя-то все знают, здороваются, приветствуют».
Думаете, позабыты татарские корни? Отнюдь! Каждый день она звонит маме, которая живёт с младшей дочкой Наилей в Ханты-Мансийском автономном округе.
- После смерти папы я поняла, как это важно, - быть на связи с близкими максимально часто, вздыхает героиня. - Теперь мама — хранительница памяти и традиций. Знает, какие дни хороши для начинаний, а когда лучше отложить дела. А бабушка так и вообще читала молитвы и никогда не появлялась на людях с непокрытой головой.
В кубанском доме Нафисы культура её предков чаще всего проявляется на кухне. Татарские блюда – одни из любимых у Огневых. Их необычный вкус – это отзвук далёкого детства и крепкой родовой памяти.
Полвека учись
В следующем году Нафисе Салихьяновне исполнится 50. Её дочь, 23-летняя Юлия, пошла по маминым стопам — работает воспитателем в детском саду «Радуга» Тихорецка. 16-летний сын Илья учится в Тихорецком индустриальном техникуме на сварщика, как и папа.
А наша героиня, несмотря на три образования, до сих пор учится — посещает курсы, смотрит мастер-классы. Говорит, не может без этого – как воздух, как вдохновение. А в свободную минутку вяжет — это её способ собраться с мыслями.
- Вот сегодня вечером устроюсь спиной к батарее поудобнее и наконец довяжу платок, - смеется ОГНЕВА. – Если, конечно, опять не увлекаюсь какой-нибудь поделкой.
Потому что её главный релакс — это тихие вечера за творчеством. Сесть за стол, включить музыку в наушниках, взять в руки ножницы, бумагу - и погрузиться в процесс, где нет суеты, а есть только красота, рождающаяся здесь и сейчас.
«Тихорецкие вести»







Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter