В доме-юбиляре жили и живут замечательные люди!
Юбилей отмечает 64-квартирный дом в Тихорецке, по улице Ленинградской, 199.
"Давай ближе к подъезду. Чуть-чуть назад. Вот теперь в самый раз. Грузовик остановился у нового дома по улице Ленинградской. Ещё один из счастливых новосёлов меняет адрес".
Так начинался репортаж под заголовком «С новосельем!», опубликованный в газете «Ленинский путь» 7 января 1972 г. Речь в нём шла о том, что 50 лет назад 64-квартирный дом в Тихорецке, по улице Ленинградской, 199 обрёл своих жильцов.
Та самая статья в газете "Ленинский путь" от 7 января 1972 года. |
Полвека спустя мы побеседовали с некоторыми из тех, кто и сейчас считает свою многоэтажку самым уютным местом на земле.
Гуляли от души три дня!
Татьяна Липунова — одна из старожилов дома, она сохранила в памяти яркие события долгожданного новоселья.
- Бабушка, мама и две наших с братом семьи (всего — 11 человек!) жили вместе в небольшом доме по улице Коммунаров, на «той» стороне, в районе бани, - начинает рассказ Татьяна Васильевна. - Надо ли говорить, как мы были счастливы с мужем, Станиславом Ивановичем, когда за день до Нового года получили ордер на трёхкомнатную квартиру! Ведь у нас появилось своё, отдельное жильё!
Переехали за несколько часов до боя курантов, завезли несколько узлов вещей, мебели почти не было. Нам помогали друзья мужа из мехколонны-62, где он всю жизнь водителем проработал. Так мы сообразили очень даже неплохой по тем временам стол и три дня отмечали два праздника - новоселье и Новый год! Гуляли весело, от души!
В квартире мы жили впятером: муж, я, приёмный брат Володя, которого мы воспитывали вместе с двумя сыновьями. К сожалению, кроме меня, в живых сейчас остался только один из сыновей, Геннадий. Ему, дай бог здоровья, 10 января 65 лет исполнится. Он творческая натура, по моим следам пошёл, поёт в народном ансамбле казачьей песни «Колос», я тоже раньше солисткой была.
Жёлтая черешня
- Осталось в памяти лето 1972 года, - делится инженер по расчётам «ТНС энерго Кубань» Светлана Макарова, которая живёт в доме-юбиляре со дня новоселья. - Мне шесть лет, лежу на балконе своей квартиры на четвёртом этаже, загораю. От нечего делать начинаю пулять жёлтой черешней (она в тот год хорошо уродилась) в незнакомую девочку, которая в косыночке одиноко сидит возле подъезда на лавочке. Не знаю почему, сразу окрестила её Алёнушкой.
Спустя время — звонок в дверь. Открываю, а там стоит эта девочка вместе с какой-то женщиной, как выяснилось позднее, с мамой. Она-то и говорит: «Ну, давайте знакомиться, соседи!» Оказалось, эта семья над нами, на пятом этаже живёт! Но самое интересное в другом. Мы с этой «Аленушкой», которую на самом деле зовут Наташа Щигрова, с тех пор всю жизнь дружим!
А ещё я хорошо запомнила, как мы все вместе, и дети, и взрослые, тополя сажали. И возле своего дома, и во дворе со стороны «Детского мира».
Какой папа? Смирнов или Бандуров?
А вот что вспоминает специалист по управлению одного из железнодорожных предприятий на станции Тихорецкая Инна Бандурова:
- Когда переезжали в дом, мне три годика было. Но всё равно в памяти хорошо отложилось, как соседи помогали друг другу, сейчас такое далеко не везде встретишь.
Мой отец, Алексей Андреевич, работал в городском торге, который тогда располагался в одном помещении с магазином «Детский мир». По служебным делам ему не раз приходилось задерживаться допоздна. А окна из моей спальни как раз выходили на его кабинет. Так вот, как только там гас свет, это означало — папа идёт домой, я мчалась его встречать!
В нашей квартире был телефон, один-единственный на весь подъезд. И все жильцы шли к нам, чтобы позвонить по межгороду или вызвать, к примеру, скорую.
Запомнился один забавный случай. Как-то к нам Аня Смирнова заглянула, она была младше меня. Вдруг кто-то позвонил на наш телефон. Трубку, ничуть не смущаясь, взяла Аня. Звонивший спросил: «А папа дома?».
«Какой папа, Смирнов или Бандуров?» - переспросила девочка-соседка. Я, помнится, даже по-детски обиделась на неё, почему это она моего папу «присвоила»? На самом же деле этот случай говорит о том, что и взрослые, и дети в нашем доме были очень дружны!
И в хоккей, и с горки
Татьяна Жигальцова лет десять назад переехала в многоэтажку возле стадиона «Труд». Проживает с сыном Никитой и отцом Геннадием Александровичем, он недавно отметил 85-летие. О доме по улице Ленинградской, 199, с которым связано четыре десятилетия её жизни, у неё остались исключительно добрые, тёплые воспоминания:
Момент знакомства Леночки и Танечки сохранился благодаря снимку, сделанному в мае 1972 года папой Лены Иваном Амельченко. - Хорошо помню, как мальчишки из вёдер заливали каток возле нашего дома, на том месте, где женщины бельё сушить вывешивали, - рассказывает опытный стоматолог одной из частных клиник нашего города. - А кто-то из взрослых сварил настоящие ворота, вот пацаны и гоняли с утра до позднего вечера в хоккей!
А ещё мы все вместе с удовольствием катались зимой на санках с горки в нашем дворе. Раньше ведь в Тихорецке настоящая зима была, со снегом и морозами, не то что теперь. Летом вся наша дружная компания гоняла на велосипедах возле городской больницы. Осенью прыгали в кучу листьев прямо с крыши беседки!
Мне почему-то кажется, что в 70-80-е годы было то, чего лишены дети сегодняшнего времени — живое общение, самые разные игры на свежем воздухе. А ещё, сейчас нет самого лучшего мороженого, пломбира в стаканчике по 19 копеек, и такого вкусного сока, как продавали в магазине «Кубань»!
Дружба длиной в 50 лет
- Очень рада, что наш дом отмечает в эти дни свой полувековой юбилей, - говорит заместитель редактора «Тихорецких вестей» Елена Амельченко. - Но у меня он ассоциируется, в первую очередь, с людьми, которые жили и живут в нём до сих пор. Так сложилось, что моих родителей, Ивана Алексеевича и Валентины Никитичны, давно нет на этом свете, а соседи стали близкими людьми. Причём не только мне, но уже и моим детям. Например, тётя Дина и дядя Лёша Ковтуны. Сколько раз так было - спускаюсь по лестнице, а они навстречу идут, с дачи приехали, фруктами и ягодами угощают!
Или, например, семья Тюфановых. Эдуард Фёдорович возглавлял городской КБО, который занимал тогда весь первый этаж нашего дома. Сосед внешне выглядел очень серьёзным, строгим, а на самом деле — добрейшей души человек. А его супруга Людмила Васильевна — очень интеллигентная, тактичная женщина.
К сожалению, Эдуарда Фёдоровича уже нет рядом с нами, а в уходящем году мы потеряли ещё одного замечательного человека, Ольгу Ключникову. Она приходила на помощь каждому, если случалась беда, и готова была за десять минут накрыть стол, если был праздник!
Ну и, наверное, главное. Наш дом подарил мне настоящих подруг - Таню Жигальцову и Инну Бандурову, с которыми мы вместе идём по жизни уже 50 лет!
Елена Амельченко, Татьяна Жигальцова и Инна Бандурова (слева направо) дружат всю жизнь. |