Иван Степанович Никаноров, выйдя на пенсию, всерьёз озаботился состоянием своего здоровья.
Основания к тому, надо сказать, у него были веские – помимо пенсионного возраста, он имел ещё и группу инвалидности. И однажды увидел по телевизору рекламу лазерных и нанотехнологичных физиотерапевтических приборов, которые могли в его медицинском случае помочь. Но стоили приборы недёшево.
Посоветовавшись с супругой, обнадёженный Иван Степанович позвонил по указанным в рекламе номерам, сделал заказ, вскоре получил чудо-прибор и стал им активно пользоваться.
А через полгодика заказал и ещё один агрегат. На сей раз супруга уже посмотрела на него косо, но спорить не стала. Денег, конечно, было жалко, но, как любая мудрая женщина с солидным стажем семейной жизни, она была убеждена в верности известной пословицы: «Чем бы дитя ни тешилось…». Житейская мудрость подсказывала ей, что, если у мужчины отнять одно увлечение, то он скоро найдёт себе другое, куда более неприятное или затратное. Вреда особого, как, впрочем, и ощутимой пользы, от применения чудо-приборов она не наблюдала – и ладно. Так они и жили.
И если вы думаете, что это история о банальной продаже клиенту недействующей продукции, каких в работе любого отдела по защите прав потребителей пруд пруди, то очень ошибаетесь! Это была присказка. Сказка – она ещё впереди…
Вам положена компенсация!
Примерно через год после этих событий, в двадцатых числах декабря 2014 года, Ивану Степановичу позвонил на мобильный некий серьёзный товарищ. Представился он Николаем Николаевичем (фамилию тоже назвал, но её как-то никто не запомнил) и с ходу поинтересовался: поступало ли по почте решение суда? «Нет», - озадачился пенсионер, который, как и многие соотечественники, был прописан по адресу дома, где теперь обитали дети, а фактически жил с супругой по другому адресу и вполне допускал, что письмо где-то у детей завалялось.
«Вот как работает наша почта! – возмутился Николай Николаевич. - А мы-то думаем, почему вы к нам в комиссию не обращаетесь, уже умершим вас посчитали». И пояснил, что его комиссия занимается вопросами выплаты компенсации пострадавшим от действий мошеннической фирмы, продававшей контрафактную и вредную аппаратуру. Фирму после многочисленных жалоб закрыли и теперь выплачивают солидные компенсации пострадавшим. От 150 тысяч рублей и даже больше, с учётом компенсации морального вреда.
«Ты же не столько потратил на свои аппараты?» - уточнила супруга. – «Раз в пять меньше». С сомнением посмотрели супруги друг на друга.
Николай Николаевич тем временем сообщил, что компенсации надо выплатить срочно, до наступления Нового года, иначе, как он выразился, «все оставшиеся деньги уйдут в Крым или на помощь беженцам из Украины». Вот эта фраза и подсказала Никаноровым: перед ними, скорее всего, натуральный мошенник!
Как у вора дубинку украсть?
Тем временем Николай Николаевич стал интересоваться, есть ли у пенсионера банковская карта, на которую можно оперативно и без лишней волокиты перевести средства, время-то поджимает.
«Может, где и есть, сейчас уточню, - прикинулся наивным дедом Иван Степанович, - а потом перезвоню». И стали они с супругой держать военный совет – что делать?
Надо сказать, люди они были неглупые, газеты читали, о мошенничествах всякого рода «доброхотов» были наслышаны. Первым делом, конечно, позвонили в фирму по продаже медтехники – может, она преспокойно работает? Нет, ранее готовые к услугам телефоны молчали. Даже гудков не шло! Молчал и сотовый «личного консультанта», который ранее ежемесячно одолевал клиента новыми предложениями.
Да, про закрытие фирмы Николай Николаевич явно не соврал… И сумму компенсации обещает приличную.
Но не в его пользу были сразу несколько соображений:
-
Компенсации такого рода предоставляются по решению суда только тем заявителям, которые подали иск в суд, а не всем подряд по списку – нестыковочка!
-
Компенсации не могут в случае неполучения истцом уходить в другие руки, тем более – на другие цели (в Крым?!) – ещё зацепочка вышла!
-
Интерес к банковской карте и спешка, согласитесь, тоже весьма настораживают.
Обсудив это, Никаноровы выработали чёткий план боевых действий.
Во-первых, о действующей пенсионной карте Николаю Николаевичу не сообщать. Сказать, что нет её, и наивно предложить открыть новую, «пустую» - специально для компенсации. И послушать, как он «завертится».
Во-вторых, если его это всё же устроит, сообщить только номер карты, а пин-код - ни в коем случае нельзя! Это даже дети малые знают.
В-третьих, на всякий случай снять деньги, кроме мелкой мелочи, с пенсионной карты – целее будут.
И поглядеть, что из всего этого выйдет.
Вопреки ожиданиям, Николай Николаевич отнёсся к предложениям весьма спокойно, попросил только перезвонить ему после открытия карты. Открыли. Перезвонили. Выдать пин-код и даже сообщить просто номер карты Николай Николаевич вовсе и не просил, поинтересовался только, подключили ли к карте услугу «личный кабинет». И попросил с квитанции об открытии личного кабинета (а вовсе не с квитка об открытии карты) продиктовать две строчки цифр и букв – реквизиты для перевода денег.
После чего пообещал, что деньги поступят уже вечером. «Неужто и вправду порядочный человек?!» - даже засомневались Никаноровы.
Чехарда на счетах
Вечером деньги на карту не поступили. А вот утром телефон Ивана Степановича стал принимать массу смс-ок. На новой карте что-то происходило – туда поступали какие-то небольшие суммы, потом исчезали куда-то, появлялись новые…
Иван Степанович рванул в банк. Там выяснилось, что с помощью идентификатора и пароля доступа в личный кабинет (это как раз и были две строчки символов квитанции) преступники запросто перевели оставленную на пенсионной карте незначительную сумму на новую карту, а оттуда – в неизвестном направлении.
Обе карты по требованию владельца немедленно заблокировали вместе с проклятущим и предательским «личным кабинетом». Но было поздно. На следующий день пенсионер обнаружил, что с кредитной карты, а была у него и такая, тоже ушла часть денег. Даже странно, что ещё не всё до последней копейки! Это уже была потеря посерьёзней.
Спешно заблокировали и кредитку. Тут уж Иван Степанович прямо из банка направился в полицию писать заявление и давать показания.
Через пару дней наступил Новый год. А после праздников Иван Степанович получил смс-сообщение о том, что он просрочил оплату кредита. В банке выяснилось, что с расчётной книжки, на которую он заблаговременно положил необходимые для списания платежа пару тысяч, они испарились через тот же «личный кабинет». Как свидетельствовали сделанные для полиции банковские распечатки, в один день с карточными потерями деньги с книжки ушли сначала на новую карту, а с неё – куда-то в Москву.
Рассказывая об этом супруге, Иван Степанович уже злился и на себя, и на мошенников, и на ничего путного не пояснивших ему при открытии «личного кабинета» банковских работников, и на газеты и телевидение, которые как заведённые твердят о пин-кодах, а об остальных опасностях помалкивают.
Он уже и в самом деле чувствовал себя плоховато.
А что у вас?
Вы находитесь в «зоне риска» подобных мошенничеств, если вы заказывали, приобретали в интернет-магазинах, получали почтовой рассылкой от различных фирм оборудование, бытовую технику, лекарственные средства и БАДы, косметику, литературу и многое другое. Причём, чем дороже были заказы, тем интереснее вы для мошенников.
Как это происходит?
Фирмы, как правило, составляют компьютерные базы клиентских данных. Этими базами потом активно торгуют в интернете как бывшие сотрудники уже развалившихся фирм, так и уволенные из ещё действующих торговых организаций сотрудники. Покупают сведения либо конкуренты (чтобы перетянуть к себе клиентов), либо мошенники.
Изучая такие базы данных, преступники заранее знают не только ваши контакты, но и область интересов и финансовые возможности.
Супруга молча досадовала на себя – что тоже втянулась в эту игру и не воспрепятствовала…
Угрызения совести мучили её потому, что был у неё в этой истории свой интерес. Дело в том, что Калерия Дмитриевна Никанорова давно и активно сотрудничала с местной газетой. В числе прочего и о проделках мошенников писала. Считала себя обязанной поглубже эту ситуацию изучить и всех других пенсионеров через газету предупредить и предостеречь. А поди ж ты, что вышло – сетовала она.
И в этот драматический момент, как по заказу, ей позвонили. Звонила сотрудница совсем другого банка, в котором Калерия свою пенсию да зарплату получала, и тоже предложила установить услугу «личный кабинет» для онлайн-платежей.
Об удобстве и простоте пользования говорила. Да уж, верно, просто и удобно… особенно для мошенников! На Калерию Дмитриевну «личный кабинет» подействовал как красная тряпка на быка. Потеряв всякую интеллигентность, она выдала ошарашенной девушке все, что у неё накипело. И наотрез отказалась от всякого рода онлайн-услуг.
«Не следует пользоваться вещью, если не понимаешь, как она устроена и работает!» - рявкнула она уже в адрес Ивана Степановича. «Ты о моих медицинских аппаратах?..» – робко поинтересовался тот. «И о них тоже!» - припечатала ладонью по столу супруга.
И села писать строки, которые вы сейчас читаете…
Минут через пятнадцать Иван Степанович осторожно положил руку ей на плечо и сказал: «А представляешь, если это ещё не конец? Если через годик, скажем, позвонит очередной «доброхот» и скажет: это вы, мол, пострадали от мошенника Николая Николаевича? Так вам положена компенсация! И что делать будем?».
Супруги посмотрели друг на друга… и хором расхохотались.
Продолжение следует?..
ВНИМАНИЕ! ОПАСНО!
Имена героев публикации и некоторые детали событий изменены по просьбе реальных действующих лиц.
Ни в коем случае не пытайтесь повторить описанные ниже действия! Это чревато потерей денег, нервов и времени, которые вам никто не возместит!
Комментирует ситуацию психолог Наталия Соловьёва:
Некоторые «штрихи к портрету» пострадавшего…
- Жертвами мошенников чаще всего становятся пожилые люди и льготные категории населения. Этому есть вполне резонное, хоть и немного обидное для пострадавших, объяснение. Именно эти люди получают всякого рода выплаты, компенсации, дотации, в отношении них проводится индексация вкладов и т.п. Они чисто психологически подготовлены к тому, что кто-то им что-то выплатит, а подспудно даже уверены, что сделать это обязаны (государство, например, за многолетний добросовестный труд и в компенсацию былых лишений). Они правы и действительно этого заслуживают. Но именно такой психологический склад, готовность что-то принять и делают их излюбленной жертвой мошенников.
Попробуйте не сердиться за это мнение, а спокойно его проанализировать. Если вы в глубине души считаете, что вам кто-то что-то должен – вы уже находитесь в группе риска и вам надо крайне критично относиться к любым предложениям. Знание этого может вас защитить.
… и преступника
- Не следует ожидать от мошенника снисходительности по отношению к инвалиду или старику. Ему это несвойственно – он уже преступил и закон, и мораль. Вы для него – только источник дохода. Казалось бы, в мире столько богатых, а мошенники предпочитают массово обирать небогатых пенсионеров. Почему – на этот вопрос лучше всех ответила героиня романа М. Митчелл «Унесённые ветром»: «Потому что гораздо проще, а главное – безопаснее… залезать в карман к беднякам».
И, конечно, не стоит, как участники этой истории, играть с мошенником в поддавки. Он вас всё равно обманет. Он мошенничеством занимается, простите, профессионально, а вы защищаетесь любительски. Кто победит? То-то и оно…
Единственный выход – не связываться. Твёрдо отвечайте «спасибо, нет» и вешайте трубку. Не вступайте в переговоры, обсуждения, не высказывайте возмущений и подозрений. В ходе разговора к вам обязательно подберут нужный «ключик» - эту психотехнику, кстати, успешно используют и сектанты.
И вопрос, поверьте, вовсе не в уровне вашего интеллекта. Не стоит себя корить. То, что вас обманули, не значит, что вы глупы или несообразительны. Это просто дело техники.