Нашу новую рубрику – “Творческая гостиная” – мы открываем беседой с Павлом Кравчуком, которого тихоречане не раз видели на наших концертных площадках.
Квартет “Адажио”, в составе которого он сейчас работает, - частый гость в Тихорецком районе. Артисты этого коллектива Краснодарской филармонии им. Г. Пономаренко только за последний год выступали у нас дважды - летом, в составе большого праздничного концерта в честь юбилеев города и района, и в конце года – с персональной программой квартета “Адажио”.
И конечно, многие тихоречане запомнили узнаваемый баритон Павла Кравчука.
«Визитка» нашего гостя:
Павел КРАВЧУК. Заслуженный артист Кубани, награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани III степени».
Закончил музыкальную школу в г. Невинномысске по классу гитары, Ставропольское краевое училище искусств по классу академического пения и Кубанский государственный университет культуры и искусств по классу народного дирижирования.
Творческая индивидуальность всегда отличает исполнение музыкальных произведений Павла Кравчука. Он неизменно демонстрирует профессионализм и многогранность своего таланта.
Певец выступал в городах и станицах Кубани и Ставрополья, пел в Санкт-Петербурге и городах Украины и Белоруссии, его слушали в Италии, Китае, Франции и Германии.
Исполнению музыкальных произведений Павла Кравчука аплодировала столичная публика на концертных программах, прошедших в рамках благотворительного фонда поддержки музыкального искусства народной артистки СССР Елены Образцовой, и в концертной программе на юбилейном вечере модельера Вячеслава Зайцева.
В репертуаре певца народные и классические романсы, зарубежная эстрада, мировые классические хиты, современная песня и песни из репертуара Муслима Магомаева. Певец неустанно репетирует, совершенствуется, ищет новые формы и композиции. Как артист ансамбля «Адажио» в своем творчестве он сохраняет высокие духовные традиции, демонстрирует безупречный художественный вкус и искренне дарит свой талант людям.
- Павел, бытует мнение, что музыкантом может стать только ребёнок из музыкальной семьи, живущей в крупном городе, – ну, с детства в творческой атмосфере, вокруг все поют и играют, нотам родители учат раньше букв, в филармонию на концерты водят каждые выходные, и тому подобные рассуждения…
Вы родом из такой семьи?
- Собственно, в Невинномысске, ставропольском городке, где я вырос, нет никаких филармоний, и в семье никого из музыкантов не было. Отец рисовал, но чисто любительски. Бытовала семейная легенда о каком-то прадедушке-дирижёре, но об этом мало что известно.
А сам я петь начал очень рано, и тогда меня мало заботило, как именно я пою. В пять лет попал на больничную койку и там распевал песни из любимых мультиков, детских фильмов, повторял услышанное по радио или от взрослых. Даже, как рассказывают, романсы пел (наверняка в устах малыша это выглядело необычно – ред.)!
В «творческую гостиную» Павла Кравчука пригласили главные редакторы районных газет «Белоглинские вести» - Л. Омельяненко, «В 24 часа» - С. Дрёмова, «Огни Кубани» - М. Смирнова, «Власть Советов» - С. Писаренко, «Тихорецкие вести» - О. Шарапова, «Калининец» - А. Дульский |
Сначала аплодировали только в палате, со временем стало собираться послушать всё отделение, а потом уже и медперсонал, и пациенты со всей больницы спешили на эти импровизированные концерты. Я пел, стихи декламировал.
Обучаться музыке начал значительно позже - в 9 лет пошёл в музшколу по классу гитары. Так сам захотел, родители не влияли на выбор инструмента.
В 14 лет увлёкся песнями Виктора Цоя. Тогда и почувствовал, что могу петь, что получается. К тому моменту я уже мог своё пение более-менее грамотно оценить.
С другом-клавишником в школьной каморке, приспособленной под ансамбль, играли и пели песни “Лед Зеппелин”, «Пинк Флоид”.
- А вам важно содержание текстов песен, которые исполняются?
- Тогда, в те годы, на первом месте была музыка. Теперь, конечно, мне очень важно, о чём пою. Но тогда была только музыка.
Позже увлёкся Рахманиновым, Чайковским. Классика дала толчок к пониманию того, что бы я сам хотел в музыке сделать. Никогда не любил быть как все.
Музучилище закончил не гитаристом, а по классу академического вокала, затем служба в армии и Краснодарский институт культуры и искусств.
- Вы и в армии служили?
- Вы зря считаете, что певцам там делать нечего. Меня определили в ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского пограничного округа, так что служба получилась весьма творческая.
- А как попали в квартет “Адажио”?
- Я уже был солистом филармонии, когда Вероника Журавлёва-Пономаренко предложила мне попробовать. Это был совсем другой жанр, даже много жанров, плюс необходимо было совмещение голосов. Это немного другое, чем сольное пение. Попробовали – получилось.
- Как относитесь к кубанской народной казачьей песне?
- Мне довелось и солистом Кубанского казачьего хора побывать. Как после этого можно относиться? До того я не понимал, насколько это огромный пласт великой культуры. Это настоящая народная опера, собранная из казачьих песен. Не понаслышке знаю, как бережно и с каким уважением относится коллектив хора к подбору песен, к аранжировке. Моя супруга и сейчас работает там хормейстером…
На Кубани вообще к культуре, искусству относятся с особым вниманием. Почему не замечаем? Привыкли, наверное. Вот мы ездим с выступлениями и видим – даже на районном уровне на Кубани везде хорошие концертные помещения.
В искусстве Кубани представлены практически все жанры, в культуре работает огромное количество народа, и они благополучны.
Могу сравнить с тем же Ставропольем, да и с другими регионами. Там есть личности, и таланты есть, но нет системного внимания властей к культуре. Все как бы сами по себе. И правильно, что у нас на Кубани особенно, так скажем, позиционируется именно местная культура. Гастролёры и так приедут. А своё надо растить и поддерживать.
- Коллеги, побывавшие недавно в Чехии, испытали там, что называется, культурный шок. Отправились слушать всему миру известную оперу… и неожиданно обнаружили, что режиссёр счёл необходимым “обогатить” классику откровенной постельной сценой! До сих пор “переваривают” ситуацию…
- К сожалению, искусство сейчас – это в первую очередь товар, бизнес. Это бич нынешней культуры, иначе не скажешь.
Видимо, постановщики сочли, что так надо для привлечения зрителя. Грустно всё это…
- Зрители, кстати, не оценили эту странную “режиссёрскую находку”. Они-то честно шли оперу слушать. Проникнуться, что это такое. Разочарование у коллег – как будто вместо классической “Травиаты” они Николая Баскова слушали. Как вы, кстати, к его творчеству относитесь?
- Человек выбрал себе ту дорогу, которая ему удобнее… Он пошёл по простому пути. И тому есть и объективная причина. В мире классической музыки свою “нишу” найти особенно трудно, это ни для кого не секрет.
Но заметьте – он был первым, кто стал широко исполнять на эстраде классику. И надо отдать ему должное, как популяризатор Басков сделал огромное и, наверное, нужное дело. Слушатель перестал бояться слова “классика”, как чего-то непонятного, глобального и рассчитанного на какие-то особые круги слушателей. Классика приблизилась к нему, а слушатель – к ней.
- В Год литературы не обойтись без вопроса: что вы любите читать?
- В последнее время ничего нового. Раньше – перечитал Достоевского, Булкагова, Драйзера. Люблю серьёзную литературу с глубоким психологическим смыслом.
- Ваш самый строгий судья?
- Я сам. Отношусь к себе особо критично. Мне уже говорят: хорошо. А я ещё чем-то недоволен, всё что-то дорабатываю. Отец ещё может покритиковать. Но не так сурово.
- Изменится ли в ближайшее время репертуар “Адажио”?
- Есть задумка сделать новую программу из итальянской оперы. Идея смелая. Может, это будет “Турандот”, но как такое адаптировать, для квартета разложить по голосам, - надо ещё придумать.
Вероника Журавлёва-Пономаренко предлагает ввести в программу песню Высоцкого “Чуть помедленнее, кони…”. Тоже необычное предложение, с которым надо серьёзно работать.
Так что задумки интересные есть, и, возможно, уже в следующий приезд в Тихорецк мы сможем удивить и порадовать тихоречан, которые очень благодарно нас всегда принимают, чем-то новеньким…