Раньше как было? Чуть какой недостаток – сразу звонок в райком! «Алло, у нас крыша течёт! А управдом деньги не туда потратил!». И приезжали суровые личности, и проверяли управдома, а порою и отправляли в места не столь отдалённые.
Или, бывало, напишут жильцы в местную газету письмо: «Так, мол, и так, такие вот непорядки творятся во дворе!». И летел корреспондент по сигналу возмущённой общественности и выдавал затем едкие статейки, за которые тут же снимали начальников с работы. Короче говоря, жили люди, как солдаты в казарме – всё жильё казённое.
А вот сейчас все мы собственники – собственники своих квартир. А значит, совладельцы многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий. И что захотим, то со своим жильём и можем делать. В рамках закона, конечно. А собственник, как известно, сам за свою собственность и отвечает. А как иначе?
Тем не менее в газету постоянно идут и идут собственники из многоквартирок с жалобами. Вот недавно один гражданин принёс нам жалобу - плохо крышу в их многоквартирном доме перекрыли. Начинаем разбираться и выясняется: акт приёмки крыши подписан всеми членами домового комитета, в том числе и самим этим гражданином. Поясняет: «Нас уговорили строители, хотя мы сильно сопротивлялись!».
Вот и догадайся, на что жалоба - на то, что уговорили, или на то, что слабо сопротивлялись? Ясно одно – с крышей действительно непорядок.
Но нам-то как быть? Допустим, поругаем мы кровельщиков на страницах газеты, а они возьмут да и обратятся в суд. И принесут с собой этот самый акт, заверяющий отличное качество работ. А как поведут себя члены домкома – неизвестно. А вдруг их опять уговорят? И получится, что газета занимается клеветой.
Как бы там ни было, а у прессы все же главная функция – информационная. Мы обязаны проинформировать людей, как им вести себя, когда нарушены их права, - куда обращаться, какие документы оформлять.
Только хотел было поставить точку в этой статье, как заходит в кабинет женщина, проживающая в другом многоквартирном доме, и со слезами на глазах требует от газеты помощи. Оказалось, что в подвале дома постоянно вода, а ремонт, по её словам, управляющая компания сделала отвратительно.
Не успели мы ещё обсудить эту её просьбу, как поступила жалоба на одного из городских председателей домкома, который перестал отстаивать общие интересы после того, как ему начала приплачивать тысячу рублей управляющая компания.
На следующий день мы получили другую жалобу в виде пространного трактата о плохой уборке мусора в городе. Завершалось послание рекомендацией указать на это нашему управлению ЖКХ, разобраться и определить виновных.
Долго мы думали, что делать со всем этим возом проблем. Думали и удивлялись - а почему собственники жилья сами не отстаивают свои права? Перекрыли плохо крышу или заливают подвал – составляйте рекламацию и подавайте иск в суд. Плохо работает руководитель домового комитета - соберите общее собрание жильцов и переизберите. Всё в ваших руках, граждане!
Не примет суд у газеты иск, направленный на защиту чужой собственности. Не дело газете и определять - кто хороший председатель домкома, а кто плохой. И снять его с должности должна не редакция, а сами жильцы, его избравшие. Так в чём же дело? Нет времени возиться, неохота портить отношения и нервы? Ну, тогда можно лежать на диванах и терпеть. За покой тоже надо платить. Это раньше было – написал письмо и спи себе спокойно, пусть бегают другие. Теперь так не получается – за свои права надо бороться самому.
И ещё одно – все перечисленные жалобы, по нашим наблюдениям, поступили из домов, где ТСЖ созданы только на бумаге или не созданы вообще. Там, где ТСЖ работают, где самостоятельно нанимают слесарей, уборщиц и оплачивают ремонты из своего кармана – никто не жалуется. А чего им жаловаться? Они - настоящие хозяева. И никто никогда не уговорит их подписать то, чего не было. Поэтому и с крышами у них полный порядок!
Рисунок Альфреда АНИСИМОВА.